Форум » Архив » О метафизике. Из Плутарха » Ответить

О метафизике. Из Плутарха

иер.Алексий: Ведь ничто из действительного бытия не имеет к нам никакого отношения, но вся смертная природа, явленная в рождении и смерти, представляет призрак и несовершенную и переменчивую видимость самой себя. Если мы хотим схватить перемечивую природу, сосредоточив на ней мысль, то она подобна воде: сильно схватив воду, мы сжимаем и собираем растекающуюся, но она исчезает. Точно также рассудок, стремясь к чрезвычайной ясности состояний и изменений каждой вещи, обманывается то в отношении рождения её, то в отношении смерти, не имея возможности постичь природу, так как она лишена всякой устойчивости и истинного бытия. "Ведь невозможно дважды, согласно Гераклиту, - войти в одну и ту же реку" и невозможно прикоснуться дважды к одной и той же тленной субстанции, но вследствии стремительности и быстроты происходящих изменений она рассеивается и снова собирается, точнее, не снова и не потом, а одновременно она образуется и исчезает, присутствует и отсутствует. вследствии этого становление субстанции никогда не дойдёт до бытия, так как она не прекратит и не замедлит рождения, но в постоянном изменении создаст из спермы эмбрион, затем младенца, ребёнка, подростка, юношу, взрослого мужчину, пожилого и старика, разрушая первые стадии развития и возрасты для идущего на смену. Но мы, уже столько раз умерев и умирая, смешно боимся одной смерти. ведь не только, как говорит Гераклит, смерть огня есть рождение для воздуха и смерть воздуха - рождение для воды; но ещё более ясно это в отношении нас самих:мужчина во цвете лет умирает, когда рождается старик, а юноша погиб для перехода во взрослого, а ребёнок для перехода в юношу, а младенец - в ребёнка. Вчерашний человек умер в сегодняшнем, а сегодняшний умирает в заврташнем. никто никогда не останется одним и тем же, но каждый из нас - это мнгие существа: ведь остаётся только единый образ и некий общий отпечаток, вокруг которого движется и скользит материя. Как же, оставаясь неизменным, могли бы мы радоваться теперь одному, а аньше другому, любить противоположное, ненавидеть, восхвалять и порицать противоположные вещи, употреблять разные слова, испытывать разные ощущения, не сохраняя неизменным ни внешнего вида, ни фигуры, ни мфсли? Правдоподобно ли, что можно испытывать различное, не изменяясь самому, аизменяясь, оставаться одним и тем же, значит, он не существует, но в ходе изменения становится отличным от прежнего. чувство лжёт вследствии незнания того, что кажущееся не есть сущность.Плутарх "О "Е" в Дельфах"

Ответов - 2

иер.Алексий: Итак, что же действительно существует? Вечное, не рождённое и не гибнущее, которому никакое время не приносит изменения. Время есть нечто движущееся и возникающее в представлении одновременнос движущейся материей, и вечно текущее, и не останавливающееся, как бы сосуд смерти и рождения. выражения: "после чего", "раньше чего", "будет" и "было" - разве они не являются сами по себе полным признанием небытия? Ведь говорить о том, чего ещё не было в сущетсвовании, или о том, что прекратило уже существование, говорить об этом, что оно существует, - нелепо и странно. Сосредоточив мысль на времени, мы произносим: "это существует", "присутствует", "сейчас", но, как только вдумаемся в эти выражения, смысл исчезает. Ведь прошедшее вытесняется будущим, рассеиваясь обязательно, как свет при чрезмерном напряжении зрения. Если изменения в природе измерять категориями времени, то окажется, что ничто в ней не остаётся неизменным и вообще не существует, но всё рождается и гибнет в соответствии с делением времени. Вследствие этого неблагочестиво говорить о сущем, что оно было или будет. Ведь это только какие-то отклонения и изменения кажущегося постоянства, воплощённого в бытии.

иер.Алексий: Но Бог существует (нужно ли об этом говорить), и Он существует вне времени, от века неподвижно и безвременно, и неизменно, и ничего нет ни раньше Него, ни позже Него, ни будущего, ни минувшего, ни старше, ни моложе Его, но будучи Единым, Он вечно наполнен одним настоящим, и только оно есть реально сущее, в соответствии с Ним не имеющее ни рождения, ни будущего, ни начала, ни конца...



полная версия страницы