Форум » Архив » Римские обычаи в нашей жизни » Ответить

Римские обычаи в нашей жизни

иер.Алексий: Плутарх пишет: (1) "Принято и поныне, чтобы невеста не сама переступала порог спальни, но чтобы её вносили на руках, ибо и сабинянки вошли в дом мужа не своею волею, но были приведены силою", - имеется в виду эпизод с похищением сабинянок - в царствование Ромула. Насколько мне известно, нечто такое бывает и теперь на некоторых свадьбах. (2) В память о том, что именно эти сабинянки остановили кровопролитие при последующем после сего похищения штурме Рима, "женщинам ... оказывают многочисленные знаки уважения. Так, им уступают дорогу, никто не смеет сказать ничего непристойного в их присутствии, или появиться перед ними нагим, или привлечь их к суду по обвинении в убийстве..." (3) Согласно одному из преданий, Рим основали немногочисленные Троянцы, прибывшие к берегам Этрурии и ставшие на якорь возле устья реки Тибр. "... Женщины с трудом переносили плавание и очень стрдали, и вот некая Рома, по-видимому превосходившая прочих и знатностью рода и разумом, подала подругам мысль сжечь корабли. Так они и сделали; сначала мужья гневались, но потом волей-неволей смирились и обосновались близ Паллантия, а когда всё вскоре сложилось лучше, чем они ожидали, - почва оказалась плодородной, соседи приняли их дружелюбно, - они почтили Рому всевозможными знаками уважения и, между прочим, назвали её именем город, воздвигнутый благодаря ей. Говорят, что с той поры у женщин вошло в обычай целовать в губы родственников и мужей, потому что предав корабли огню, именно так целовали и ласкали своих мужей, умоляя их сменить гнев на милость". (Плутарх. "Тесей и Ромул")

Ответов - 4

иер.Алексий: "... Лисандру были возданы все посмертые почести, и , между прочим, женихи его дочерей, отказавшиеся после его смертивзять их в жёны, так как отец оказался бедняком, были приговорены к штрафу за то, они оказывали ему почтение, пока считали его богачём, но отреклись от него, когда бедность умершего открыла его справедливость и достоинство. В Спарте существовало, по-видимому, наказание не только за безбрачие, но и за поздний и недостойный брак. Последнее налагали, по преимуществу на тех, кто сватался к девушкам из богатых, а не из хороших и близких семей.." Плутарх "Лисандр и Сулла" Эти обычаи, конечно, благополучно миновали нашу повседневную практику; но тем не менее интересны, поскольку могут служить объяснением подспудных наших мнений, рождающихся и, вместе с тем, крепко удерживающихся на почти подсознательном уровне: они имеют обоснованием своим естественное чувство справедливости. А это, должно быть самое главное, что движет человеком, если он не ходит в Церковь.

иер.Алексий: (С улыбкою): Флакк (римский поэт) заметил однажды, что не может признать богатым такой дом, где заброшенные и забытые вещи не превышают своим числом те, которые лежат на виду.. Кажется, имеют место такие дома и у нас. И, возможно, не всегда они производят впечатление богатых

иер.Алексий: О различии между греками и италиками Т.Моммзен, "История Рима", кн.1, гл. 2 "Сущность эллинского духа заключалась в том, что целое приносилось в жертву отдельной личности, нация - общине, община - гражданину; его идеалом была прекрасная и нравствуенная жизнь и слишком уж часто приятная праздность; его политическое развитие заключалось в углублении первоначальной обособленности отдельных областей и позднее даже во внутреннем разложении общинной власти; его религиозноевоззрение сначало сделало из богов людей, потом отвергло богов, дало свободу членам тела в публичных играхнагих юношей и полную волю мысли во всём её величии и во всей её плодовитости. Сущность же римского духа выражалась в том, что он держал сына в страхе перед отцом, гражданина в страхе перед его повелителем, а всех их в страхе перед богами; он ничего не требовал и ничего не уважал кроме полезной деятельности и заставлял каждого гражданина наполнять каждое мгновение короткой жизни неусыпным трудом; даже мальчикам он ставил в обязанность стыдливо прикрывать их тело, а тех, кто не хотел следовать примеру своих товарищей, относил к разряду дурных граждан; для него государство было всё, а расширение государства было единственным незапретным высоким стремлением." Навскидку кажется, что идеал советского государства более тяготел к римскому образцу мышления. В то время, как современный церковный склад мышления (если мы можем говорить о таком)- скорее ко греческому. Можно много и плодотворно возражать против этого тезиса, однако он, мне кажется может помочь понять на кокай глубине пролегает различие между церковным сознанием и идеалом, который унаследовали мы от наших родителей.


namba:



полная версия страницы