Форум » Архив » Книга жалоб - не для православных? » Ответить

Книга жалоб - не для православных?

Марина: Такая гипотетическая ситуация: православному нахамили в магазине. Или обвесили. Или.. еще что-нибудь в том же духе. Он должен смириться, вспомнить о своих грехах, решить, что ему еще мало досталось, а по справедливости и больше он заслужил... Он должен простить обидчика и помолиться за него... А взять книгу жалоб и наябедничать будет нехорошо? Или после того как простил, смирился и т.д.(см. выше) уже можно?

Ответов - 8

иер.Алексий: Ну да, пожалуй так. Когда хамят в могазине - это своего рода испытание на православность. (У нас ведь нет удостоверений: вот борода, вот очки - вот, я православный! Но наше "удостоверение" - способность выдержать удар. Господь говорит: " когда бьют тебя в правую щёку, подставь ему левую")

клюква: Марина пишет: А взять книгу жалоб и наябедничать будет нехорошо? Почему нехорошо? Вы ее еще возьмите, положите жизнь свою за други своя - за будущих покупателей, ведь перехамят Вам!

клюква: иер.Алексий пишет: наше "удостоверение" - способность выдержать удар. Господь говорит: " когда бьют тебя в правую щёку, подставь ему левую") Про хамство ли это? Так хамов только растят. Подогревают.


клюква: А есть ли в храмах книги жалоб? Вопрос не совсем праздный. Ведь церковь по государственным законам занимается оказанием религиозных услуг населению. По идее должны быть книги жалоб и телефоны вышестоящих и проверяющих организаций.

Игнат: Если православному нахамили -- примерно понятно, что нужно делать. Меня последнее время чаще удивляет другая ситуация. Православные и вроде бы воцерковлённые люди считают, что раз они верующие, то все рамки и условности этого мира -- не для них. Поэтому зачастую наше, православное, поведение, становится источником соблазна для людей неверующих. Мотивы здесь понятны: установления этого мира -- тлен и суета, добродетель падшего естества. А мы-то не падшие, не ветхие. Мы новые люди, и во Христе мы можем обхамить кого угодно и в храме Божием, и за его пределами. Если нас кто-то не понял и посчитал бескультурными, невоспитанными, недостойными общения -- ему же хуже! Мы-то знаем, что это у нас такая свобода во Христе!.. Ну что тут скажешь? Стыдно становится за таких православных. Хочется ребёнка своего подальше от таких примеров увести и внушать ему, что "добрые мирские обычаи не случайны, но суть образы духовных явлений" (о. Константин Островский)...

иер.Алексий: Да, Вы правы, конечно. Такие случаи - ужасны. Жаль, что избежать получается не всегда. Человек перестаёт быть православным, когда хамит. Это искушение (прошу прощения за избитое слово...)

Игнат: Благословите! Вы очень правильно заметили, что, к великому сожалению, слово "искушение" стало избитым. Оно получило значение примерно такое: "я тут не виноват, я тут ни при чём, это всё бесы", и используется при всяком случае, даже вместо "извините". А бесы, наверно, смотрят и дивятся. Им и не придумать такого, что мы, православные христиане, иногда вытворяем... Всё-таки изначально "искушение" означало сложившиеся помимо нашей воли обстоятельства, приведшие к нашему греху или к неожиданным трудностям в добрых делах. А не к нашему нежеланию владеть собой. И, конечно, каждый решает на исповеди, достаточно ли он приложил сил, чтоб в искушение не впасть. Дай Бог всем нам решать подобные вопросы без ненужного оправдания себя... "Не введи нас во искушение"...

иер.Алексий: Ну а вот теперь правы Вы: слово искушение следует использовать в его первоначальном значении. И тогда оно потуряет свою избитость. Вместо "искушение" во втором смысле можено, наверное, использовать "mea culpa"! Вот только, от этого не становится лучше. Уже если грех совершён, требуется только терпение (в общем случае), чтобы последствия его оказались сведены к нулю. Когда наше покаяние мы озвучиваем, это не впечетляет собеседника. Это и понятно: ведь слова покаяния по большому счёту, не предназначаются для его ушей. Впечатлили бы дела; но весьма часто бывает, что исправить мало что возможно оказывается. По крайней мере сразу. итак, на первых порах, приходится терпеть, каким бы словом мы не пытались себе помочь..Впрочем, о чистоте слова "искушение" - Вы заметили очень правильно. Действительно, вместо него лучше употреблять "мой грех"...



полная версия страницы